Такой реакции от "учителя" Эрик не ожидал. Нет, его уже давно не бьют, как раньше (не потому, конечно, что Шмидт стал милосерднее, или его солдаты - добрее, просто Эрик - послушнее), но Клаус Шмидт, казалось, может убить одним взглядом - один дьявол знает, какими он ещё обладал способностями. Но сейчас доктор лишь "милостиво" отпускает Эрика, заметив, что тот его расстроил. И всё. Никакого наказания.
"Неужели все эти слухи правдивы?"
Было бы странным полагать, что Шмидт мог бояться русских, о каких бы зверствах, творимых ими, не рассказывали, шепчась, солдаты - по большей части, молоденькие, конечно, парой лет старше самого Эрика. Конечно, всю войну они просидели в тёплом, хлебном месте, о фронте узнавали из хвалебных сводок, и, естественно, всё преувеличивали. Они могли бояться русских, но не Клаус Шмидт. Эрик часто задавался вопросом - чего вообще мог бояться человек, который мог поглощать любую энергию. Сможет ли он выжить, если у его ног разорвётся граната? А если расстрелять его со спины из "Калашникова"? Эрик представлял себе разные варианты, но почему-то в каждом из них Клаус Шмидт ухитрялся выжить.
Сам Леншерр к русским относился... никак. Он слышал, что они непредсказуемы, кто знает, что сделают с ним, узнав, что он был любимым учеником Шмидта?
Он произносит это мысленно и чувствует, как по спине пробегают мурашки от осознания того, что он, Эрик Леншерр, действительно стал любимым учеником Клауса Шмидта.
Эрик смотрит на своё отражение в тёмном оконном стекле и едва ли узнает. Оказывается, Макс Эйзенхардт был прав - чудовище победить невозможно. Просто теперь оно живёт не отдельно от него, а в нём, его крови, венах, мыслях, движениях... Он стал Эриком Леншерром - монстром Клауса Шмидта, чудовищем из своих детских кошмаров.
А потом он видит в окне, как на балках, которые он вколотил в бетон легко, почти играючи, болтаются на ветру повешенные заключённые.
***
Только тогда он решает - пора. Пора бежать или сдохнуть тут, хуже уже всё равно не будет, он уже практически убийца, да что там - он стал им два года назад, когда погибла его мама.
Он выходит из своей комнаты минут за пятнадцать до полуночи - в двенадцать ночи у ворот сменяется караул, и сейчас солдаты на мартовском ветру сонны, беспечны и невнимательны. Да и не изнутри ждут они угрозы, разве что висельники оживут и двинутся на них стройными рядами, но в такое могут верить разве что дети.
Эрик старается не смотреть на тела, но взгляд невольно скользит вверх, оставляя навеки в его памяти стоптанные коричневые ботинки молодого парня из Кракова; густые и чёрные, как смоль, косы ещё совсем девчушки; разорванную клетчатую юбку молодой женщины - здесь, кажется, перед повешением кто-то повеселился. "Их надо похоронить, хотя бы снять с этих балок!"
Эрик мотает головой, упрямо идя вперёд, перебегая из тени в тень. Голос в его голове - голос Макса, которого самого пора бы похоронить - он слишком слаб.
Часовые негромко переговариваются - один рассказывает другому об Эльзе, которая ждёт его где-то под Лейпцигом. Смеясь, солдат говорит: "А грудь, знаешь, как..." и вдруг начинает хрипеть. Это его винтовка выскальзывает из рук и давит на горло. Через секунду слышится противный хлюпающий звук - это нож второго описывает круг вокруг его шеи.
Всё происходит очень тихо, и Эрик некоторое время просто стоит, слушая эту тишину, ожидая, что его совесть - его прошлое - его Макс Эйзенхардт - заговорит о том, что он убил людей. Какие бы они ни были, он убил людей.
Но тишину не нарушает ничто.
Эрик оглядывается на лагерь - в кабинете Шмидта гаснет свет.
Он начинает бежать, пока не задыхается, потом переходит на шаг, потом осматривается и прислушивается - нет ли погони? А потом снова бежит, пока не выходит на железнодорожное полотно - рядом тусклым светом светится полузаброшенная станция; на ней стоит товарный поезд.
Эрик ведёт рукой - дверь одного из вагонов распахивается, он залезает туда и с наслаждением валится на какие-то мешки. Они мягкие - все набиты письмами.
Через минуту поезд трогается.
Эрик ещё не знает, что делать со своей свободой, он решит это позже, а пока он просто засыпает на ворохе человеческих надежд, ожиданий, приветствий, известий о смерти и рождении; вдыхая запах сырой мешковины; касаясь рукой в кармане прохладной серебряной монеты...